gazel-tent.jpg mimn3.jpg

Реклама – движок… обмана?

14.12.2011

Реклама – движок… обмана?

Современный автомобиль тяжело представить без источников света. С начала прошедшего века в конструкции машин интенсивно употребляются электронные лампы накаливания, а в течение первого десятилетия XXI столетия &ndash- светодиодные. Они обширно используются в габаритных и так именуемых ходовых огнях, сигналах торможения, указателях поворота. Их можно повстречать в подсветке номерного знака, освещении грузового места и пассажирского салона, в торцах дверей, на приборной панели и в ряде других мест. В общем, плюсы светодиодов и мода на их явны.

Поставщики интенсивно рекламируют свою продукцию и убеждают покупателей, что светодиодные лампы являются энергосберегающими, потребляют электроэнергии в 10 раз меньше, чем классические электронные лампы накаливания и сохраняют работоспособность до 100 тыс. часов. Круглые числа всегда смотрятся подозрительно, и нашлись спецы, усомнившиеся в подлинности приведенных данных, а именно - сотрудники Самарского муниципального технического института.

Так как с реальным сроком службы светодиодов никто не сталкивался, в расчет принималась экспериментальная информация о старении светодиодов в работах профессионалов исследовательского центра световых устройств Политехнического института в г. Троя (США). Использовалась также методика определения срока службы светодиодов, разработанная интернациональной организацией Alliance for Solid-State Illumination Systems and Technologies (ASSIST).

Понятно, что надежность светодиодной лампы в основном находится в зависимости от свойства паяных соединений, т. е. от свойства сборки. При всем этом математическая модель расчета времени ее неотказной работы учитывает только случайные выходы из строя конструктивных частей. Все же, с течением времени создаваемый светодиодами световой поток миниатюризируется, говоря научными определениями, они деградируют. Следует подразумевать, что с учетом особенностей зрения человека срок службы светодиодов в фарах и освещении салона определяется как время, в течение которого световой поток миниатюризируется до 70 % от начального значения. В то же время, такое ухудшение никак не сказывается на работе большинства потребителей. Для частей в светосигнальных устройствах (стоп-сигналы, указатели поворота) допустимой считается деградация светового потока до 50 % от начальных характеристик.

Расчеты проявили, что светодиодная лампа не разрушится и не погаснет в течение более 50 тыс. часов работы. При всем этом удовлетворительно светить она будет от 1000 до 2000 часов, а не 100000 часов, как утверждают производители и рекламодатели. Это касается маломощных светодиодов, а у ламп с сильными элементами срок службы составляет около 10000 часов. Специалисты отмечают, что даже нижняя граница длительности жизни светодиода в 10 раз больше, чем у обычных ламп накаливания. Принципиально и то, что светодиодная лампа добивается рабочего режима на 197 мс резвее, чем лампа накаливания. Это значит, что при движении со скоростью 100 км/ч шофер получает для маневра либо критического торможения дополнительные 5-6 метров. И хотя реклама нам лжет, полезность от светодиодных ламп явна.


Возврат к списку