gazel-tent.jpg mimn3.jpg

Бензина нет. Очередь не занимать…

27.04.2011

Бензина нет. Очередь не занимать…

Андрей МАКАРОВ
В вертикально встроенных нефтяных компаниях иронически похихикивают: дескать, Игорь Артемьев, глава Федеральной антимонопольной службы, неудачно отыскивает черную кошку в черной комнате&hellip- И незачем находить некий сговор либо комплот, если горючего просто нет&hellip-


Феноминально, но факт: в Рф налицо недостаток авто бензинов. В стране, располагающей колоссальными припасами углеводородного сырья, в стране, которая по итогам 2010 года заняла 1-ое место в мире по объемам добычи нефти, опередив даже Саудовскую Аравию, нет бензина. Поначалу горючее пропало в Белгородской области. В местное управление УФАС посыпались бессчетные жалобы автомобилистов региона о том, что компания-монополист на местном рынке «-Белгороднефтепродукт»- ограничила продажу бензинов Аи-92 и Аи-95.


Позже за Белгородом последовал Алтайский край: с 23 апреля на местных автозаправочных станциях появились перебои с заправкой из-за отсутствия горючего, и тут тоже посыпались массовые жалобы от людей и городских властей в краевое УФАС. Наикрупнейшие операторы края - «-Газпром нефть»- и «-Роснефть»- - ввели на собственных сетевых заправках ограничения отпуска: бензин отпускается только клиентам, имеющим топливные карты, и в ограниченном количестве: 20 л. для 1-го легкового автомобиля и 30 л. &ndash- для джипов. В свободной продаже пока есть только дизельное горючее.


 -В еще больше сложном положении оказались 300 независящих АЗС: они не продают горючее, так как оптовое предложение бензинов на рынке просто отсутствует, а у ВИНКов, у каких для собственных сетей горючее есть, снега зимой не допросишься. Так что независящие АЗС просто не продают горючее. Некие АЗС стопроцентно закончили работу, а оставшиеся личные бензоколонки повысили цены на 2-3 рубля за 1 литр.


Бензины Аи-92 и Аи-95 пропали в Мурманской области, в Красноярском крае. Появился недостаток в Брянской области, где монополистом является «-Брянскнефтепродукт»- - дочерняя компания «-Роснефти»-. По данным разных сми, трудности еще есть в целом ряде регионов.


Как минимум в 10 регионах Рф есть трудности с топливом - или у заправщиков, или уже у автолюбителей. На совещании с представителями Русского топливного союза (РТС) президент РТС Евгений Аркуша заявил, что более неблагоприятная ситуация складывается в Санкт-Петербурге, Воронеже, Новосибирске, на Сахалине и Алтайском крае. Как сказал Е. Аркуша, на столичных АЗС заморочек пока нет: люди нормально заправляются, отмечает Аркуша. Но как длительно это продлится &ndash- непонятно, так как и тут обладатели независящих АЗС не могут приобрести горючее: перед Столичным НПЗ очереди из машин заправщиков стоят по 15-17 часов. Отпуск горючего сокращен. При таком раскладе в наиблежайшие деньки многие регионы могут остаться без горючего. Ситуацию ухудшает то, что там, где бензин пока отпускается свободно и без ограничений, сами автолюбители приезжают на заправки с несметным количеством пустых канистр. Актуальный опыт дает подсказку им, что хотя на всю оставшуюся жизнь бензином не запасешься, испытать стоит: если уж недостаток появился &ndash- очень тяжело сказать, когда он завершится.


Игорь Артемьев обычно высказал мировоззрение, что «-это может явиться одной из разновидностей картельного сговора. И если подозрения подтвердятся, компаниям угрожает наказание прямо до уголовной ответственности. Того же представления придерживаются и некие участники совещания: вертикально-интегированные нефтяные компании делают недостаток методом ограничения отпуска нефтепродуктов.


Но это не единственная точка зрения. Был ли сговор, не было его &ndash- на данный момент имеет малое значение. Вопрос в том &ndash- где оно? Для того, чтоб отыскать ответ на этот вопрос, довольно просмотреть сводки Росстата. В первом квартале бензина в Рф произведено приблизительно столько же, сколько и в первом квартале 2010 года &ndash- 8,9 млн. т. Но зато наполовину вырос экспорт: если годом ранее за этот период страна экспортирована 1,2 млн. т бензина, то за первых три месяцы 2011 года экспорт бензинов составил 1,8 млн. т.


Данные Минэнерго несколько отличаются от сведений, предоставленным Росстатом, да и там выслеживается подобная тенденция: отгрузка на внутренний рынок в первом квартале сократилась на 6,2 % до 7 млн т. И этого оказалось довольно для недостатка, которого не было лет 15, отмечает Евгений Аркуша.


В общем, все обыденно. Вся причина в том, что на мировом рынке держатся очень высочайшие цены на нефть и нефтепродукты. На февральском совещании русский премьер нахмурил брови и пригрозил пальчиком нефтяным магнатам. Но те не очень испугались &ndash- как гнали нефть и горючее на экспорт, так и гонят. Силовых способов воздействия у власти нет, а экономическими механизмами она воспользоваться либо не желает, либо не умеет.


Transler уже не один раз приводил точку зрения гендиректора компании «-Инфорком»- Миши Никина о том, что пока экспорт нефтепродуктов приносит нефтяным компаниям мегаприбыли, их не заманишь на внутренний рынок никакими калачами: пока экспортная пошлина на нефть фиксируется в определенных цифрах, а не в процентных толиках, всегда остается временной просвет (часто довольно длительный) для того, чтоб как надо опустошить свои закрома и набить кармашки.


Исполнительный директор Столичной топливной ассоциации Григорий Сергиенко уверен, что основная причина кризиса конкретно в недавнешних действиях властей: после того, как в феврале премьер Владимир Путин поручил нефтяным холдингам понизить цены, экспорт стал для их прибыльнее. Об оптовых ценах на совещании речи не шло, потому их и не снижали, в итоге независящим АЗС приобрести бензин у холдингов стало просто нереально. Вприбавок к этому на данный момент идут плановые ремонты на нескольких НПЗ. Вот и недостаток&hellip-


На февральском совещании сильно много говорилось о разработке самых различных экономических устройств, стимулирующих внутренний топливный рынок &ndash- и о разработке госрезерва горючего, и о 15 % неотклонимой реализации всех объемов производства горючего на внутренний рынок, и о многом другом. Но вся финансовая работа завершилась гулкими PR-компаниями нескольких больших чиновников федерального уровня.

А PR в топливный бак не зальешь&hellip-


Возврат к списку