gazel-tent.jpg mimn3.jpg

ДТ: цены озверели

10.02.2011

ДТ: цены озверели

 - - - Андрей МАКАРОВ

 -

Навряд ли можно именовать продажу в Рф горючего топливным рынком. Просто недра, которые ранее были муниципальными, сейчас оказались в руках нескольких личных компаний, появившихся в итоге т.н. приватизации на руинах русской нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отрасли. Сверхприбыли они получают от экспорта нефти, а продажа горючего в Рф для их &ndash- тяжкая обуза. На русский рынок русские же вертикально встроенные монополии обращают свое внимание только тогда, когда на мировом рынке падают цены. С монополией ВИНКов пробует биться Федеральная антимонопольная служба, но эффект от этой борьбы пока, как досадно бы это не звучало, мал. Даже те миллиардные штрафы, которые служба пробует «-содрать»- с монополистов через суды, навряд ли умерят их аппетит. По данным ФАС, с октября 2010 года по конец января 2011 года рост цен на дизтопливо в Рф составил 53 %. И это &ndash- в стране, которая сама добывает и перерабатывает нефть!

 -

 - - - - - - - - В конце декабря прошедшего года ФАС Рф направила письма нефтяным компаниям с требованием о объяснении обстоятельств роста цен и предостережением от их безосновательного роста. Где-там! В январе рост цен продолжился.

 -

 - - - - - - - -  -Участники т. н. русского топливного рынка с нетерпением ожидали приближения весны. Обычно поближе к посевной русское правительство встречается с нефтяниками, они ведут трудные переговоры, и в конечном итоге нефтяники проявляют принужденный патриотизм &ndash- обещают заморозить цены (при этом, на пике зимних цен).

 -

 - - - - - - - - В сегодняшнем году сценарий развития событий поменялся. Заместо переговоров и уговоров в адресок нефтяных монополий последовал резкий крик со стороны правительства. На заседании по итогам работы топливно-энергетического комплекса  -в 2010 году премьер-министр Рф Владимир Путин востребовал от Федеральной антимонопольной службы навести порядок на топливном рынке и проводить расследования по хоть каким фактам завышения цен на горючее.

 -

 - - - - - - - - Более того: русский премьер дал подсказку антимонопольщикам и определенные адреса &ndash- за кого стоит взяться сначала: он пожаловался на то, что нефтяные компании "Газпром нефть" и ТНК-ВР не соизволили отреагировать на пожелание правительства понизить цены на горючее. В противовес он положительно отозвался о "Сургутнефтегазе", "Роснефти" и "Лукойле", которые откликнулись на советы властей &ndash- нужно считать, за их антимонопольщики возьмутся во вторую очередь, ну и то - если те не будут беспредельничать на рынке.

 -

 - - - - - - - - Но похвала премьер-министра не стала индульгенцией. В тот же денек управляющий Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев заявил, что ФАС готова предъявить претензии нефтяным компаниям, причастным к созданию искусственного недостатка на авиакеросин и дизельное горючее в IV квартале 2010 года:

 -

 - - - - - - - - - Никогда не было такового, чтоб эти виды горючего стоили больше, чем 92 либо 95 марки бензина в почти всех регионах Рф.

 -

 - - - - - - - - В тот же денек, 9 февраля 2011 года, Федеральная антимонопольная служба Рф приняла решение о возбуждении дел в отношении 3-х огромнейших русских вертикально встроенных нефтяных компаний &ndash- ОАО «-Газпром Нефть»-, ОАО «-Лукойл»-, ОАО «-НК «-Роснефть»- по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

 -

 - - - - - - - - Антимонопольщики усмотрели в действиях ВИНКов установление и поддержание монопольно больших цен. По воззрению ФАС, это было изготовлено с помощью изъятия продукта из воззвания, результатом которого явился рост цен. Более суровое нарушение нефтяников служба лицезреет в том, что при поставках горючего «-своим»- и посторонним компаниям они сделали дискриминационные условия.

 -

Судя по всему, ФАС Рф хочет серьезно взяться и за нефтяные биржи: на заседании по итогам работы топливно-энергетического комплекса  -в 2010 году премьер-министр Рф В. Путин рекомендовал Минэнерго и ФАС сделать биржевой комитет для мониторинга цен на рынке нефтепродуктов. Комитет должен заняться системным мониторингом ценовой ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов.

 -

По воззрению антимонопольщиков, сейчас на нефтяных биржах налицо недостающий объем предложения (откуда будет обилие, если охото как можно больше и резвее горючего сплавить на экспорт?), отсутствие анонимности торгов, нерегулярность продаж, совершение больших адресных сделок, которые не позволяют получить рыночных котировок по нефтепродуктам.

 -

Русским автомобилистам остается ожидать: смогут ли русские топливные монополисты услышать смысл недвусмысленного крика премьер-министра? Автоперевозчиков, ну и всех автомобилистов интересует в этой ситуации не то, на какие суммы будут штрафованы ВИНКи, как это скажется на стоимости горючего на АЗС.

 -

Меж тем, лавинообразный рост цен на горючее сказался и на экономическом положении русских транспортных компаний (которые, в отличие от ВИНКов, экспортируют не сырье, а транспортные услуги в чистом виде). Transler.ru обратился к неким русским экспедиторам и перевозчикам с вопросом:

 -

- За несколько месяцев розничные цены на дизтопливо в Рф выросли практически на 50 %, при этом процесс длится. Ставки фрахтов не спешат догнать возросший уровень издержек перевозчиков. Каким образом русские перевозчики могут минимизировать утраты - изменение маршрутов, схем доставки, что-то еще?


Олег Гребенько, генеральный директор субхолдинга Asstra Transport:


- Русских перевозчиков трудно изумить ростом цен на горючее, потому что данное увеличение уже не 1-ое за последние годы. Потому очень многие инструменты минимизации издержек уже издавна на вооружении.

 -

Сначала, идет речь о контроле над рациональностью заправок водителями. Т.е. водители (либо служба эксплуатации) выбирают более дешевенькие АЗС либо получают дополнительные скидки за счет роста объема употребления у определенного оператора. Не считая того, учитывается и употребляется разница цен в различных регионах страны (например, всем понятно, что стоимость в Москве выше, чем в области, стоимость на трассе выше, чем в нескольких километрах от нее). Непременно, нужно уделить внимание регулировке и исправности топливной аппаратуры.

 -

Последующий способ - недопущение холостой работы мотора (прогрев осуществляется благодаря автономному обогревателю).

 -

Более конструктивная мера - приобретение новых эконом машин (например, AsstrA дает предпочтение автотранспорту концерна Scania CV AB).

 -

Еще одна возможность - просчитывать комбинированные схемы, т.е. включать в схему поставки жд и/либо аква транспорт. За счет использования преимуществ каждого отдельного вида транспорта такая схема может быть хорошей.

 -

Не считая того, для неких компаний (а именно для интернационального холдинга AsstrA) очень важен и экологический нюанс, потому задачка минимизации выброса вредных веществ в атмосферу (вследствие оптимального использования горючего) является очень принципиальной вне зависимости от текущей цены горючего.

 -

Лена Лукина, начальник отдела интернациональной логистики компании «-Транссертико»-


- Внедрение других видов транспорта, изменение маршрутов, схем не всегда понижает цена грузоперевозок. Нередко это находится в зависимости от груза, маршрута, требований по срокам и т.д. Рынок ожидает понижения цены дизтоплива, может быть вот поэтому ставки фрахта не спешат догнать возросший уровень издержек перевозчиков. В 2011 ждем продолжения укрепления экономики, роста рынка интернациональных грузоперевозок.


Возврат к списку