gazel-tent.jpg mimn3.jpg

Наша родина прекращает экспорт бензинов

29.04.2011

Наша родина прекращает экспорт бензинов

Андрей МАКАРОВ
Биржевые цены на бензин А-92 взлетели до невообразимых высот - 34 тыс. руб. за тонну. Если перечесть в литры - 26 руб./л. И это &ndash- опт. Что все-таки гласить о рознице, если к оптовой стоимости нужно добавить 2 рубля транспортных расходов, ее 3 рубля &ndash- затратных расходов. Ну и хотя бы 1 рубль &ndash- прибыль оператора (хотя по-хорошему он вправе рассчитывать на 10 % от розничной цены). Выходит, что уже сейчас розничная стоимость литра бензина А-92 просто не может составлять меньше 32 рублей&hellip-


Ситуацию, которая сложилась на русском рынке авто бензинов, по другому как парадоксальной, не назовешь. Сейчас уже ВИНКи (вертикально встроенные нефтяные монополии) винят всех попорядку. Путин-де некорректно вмешался в работу рынка, который сам себя отрегулирует. Вице-президент ЛУКОЙЛа Леонид Федун представил, что одна из обстоятельств сегодняшнего недостатка &ndash- в том, что из-за программ субсидирования автопрома автопарк страны вырос, соответственно вырос и спрос на бензин, а настолько же резвое наращивание мощностей по производству горючего нереально. Некие профильные СМИ здесь же назвали эту идею рациональной.


Винят и вице-премьера Игоря Сечина: сначала апреля на одном из совещаний у Игоря Сечина типо для предотвращения вероятного недостатка горючего предлагалось снять неформальный мораторий на рост цен на бензин. «-Этого не вышло - и это сделал за Белоснежный дом сам рынок»-, - патетически восклицают некие обозреватели.


Да не рынок это сделал! Ведь почему-либо деликатно умалчивается то событие, что экспорт бензинов вырос в 1 квартале 2011 года на 50 % по сопоставлению с 1 кварталом 2010 года. Вывозили 1,2 млн. т., стали вывозить 1,8 млн. т. - вот вам и недостаток.


Из-за полного вывоза горючего из страны на мировой рынок &ndash- туда, где из-за роста цен сейчас можно получить реальные сверхприбыли, практически пропало предложение бензинов в опте. Начался массовый мор независящих топливных операторов. Прибыльно это только вертикально встроенным нефтяным компаниям: после того, как независящие АЗС вымрут, тогда на русском «-рынке»- наступит полная и беспрекословная монополия всего нескольких компаний, которые, на самом деле дела, будут обладать государством.


Приведем один пример. На Алтае топливный недостаток начал свое шествие по стране. Глава Алтайского топливного союза (АТС), гендиректор сети заправок «-Октан»- Юрий Матвейко считает, что недостаток вызван сначала ростом экспорта нефти и нефтепродуктов и тем, что главные оптовые поставщик в регионе - "Роснефть" и "Газпром нефть" практически отрешаются отгружать горючее личным операторам. Это утверждение вызвало возражения и со стороны ВИНКов, и со стороны местной администрации. Но он привел аргумент, с которым спорить, мягко говоря, трудно: «-Омский и Ачинский НПЗ горючее на биржу не выставляют, а то, что торгуется, труднодоступно независящим трейдерам из-за чрезвычайно огромных объемов лотов»-. Всего один приятный факт: не так давно торговался лот - 14 тыс. т горючего. Этого количества горючего хватило бы всему краю на две недели. Купи, кто сумеет&hellip-


Независящие специалисты топливного рынка молвят, - что единственный приемлемый экономический рычаг давления на разбушевавшийся экспорт &ndash- введение заградительных экспортных пошлин. Но стремительно тут ситуацию не изменишь: формула расчета предельного размера пошлины зафиксирована в законе «-О таможенном тарифе»-. Изменять ее было надо издавна. На данный момент же необходимы другие механизмы.


Некие СМИ остерегали (поточнее - стращали) Правительство от принятия административных мер: готов ли Белоснежный дом вновь играть против рынка, усугубляя ситуацию: запрет на экспорт горючего также не остается без последствий, и они будут более длительными.


Все же, для стабилизации ситуации на внутреннем топливном рынке в мае 2011 года, по словам замминистра энергетики РФ Сергея Кудряшова, меж управлением Минэнерго РФ и вертикально вставленными нефтяными компаниями достигнута договоренность о полном прекращении экспорта бензина. Сохраненные объемы горючего будут перераспределены на внутреннем рынке.

 -

* * *
На заседании президиума правительства русский премьер Владимир Путин поручил замминистра энергетики сейчас же приготовить проекты документов по увеличению экспортной пошлины на бензин с 0,67 до 0,9 от нефтяной пошлины (+34 %).


Не считая того, Минэнерго и Минфину доверено скорректировать налоговую нагрузку на нефтяные компании &ndash- через уменьшение НДПИ либо акцизов.


Третье решение уже само по себе должно залить страну бензином. С 1 января 2011 года вступили в силу требования эталона «-Евро-3»-, но не все нефтеперерабатывающие фабрики смогли обеспечить техническое переоснащение под новый эталон, и поэтому выпуск бензинов не производят. В. Путин поручил сдвинуть сроки введения в силу «-Евро-3»- с 1 января 2011 г. на более поздние (определенные сроки пока не озвучены).


По всем сбытовым компаниям будет составлен реестр, а с независящими торговцами доверено сделать прозрачные и понятные дела.


Возврат к списку